понедельник, 10 ноября 2014 г.

“Реформа” науки и образования – год спустя

Примерно год назад с большой помпой была объявлена реформа академии наук России – так наше государство ступило на путь, по которому уже проходила Царская Российская Империя и Кайзеровская Германия перед первой мировой войной, и Советская Россия и Гитлеровская Германия перед второй мировой войной. Все четыре раза производилась так называемая реформа образования и науки. Все четыре раза школы и лаборатории закрывались, ученые и преподаватели оставались без работы и уезжали за границу, а страны оказывались в критическом состоянии.

Еще одна страна занялась типа “реформой” науки и образования в 2012-2013 годах – это Украина. Мой знакомый математик приезжал из Киева в Москву год назад осенью 2013 и жаловался на эти реформы. Уезжая, он сказал, что есть точка зрения среди ученых, что благодаря этим реформам много думающего народа начнет думать, как избавиться от партии Регионов. Математик оказался пророком.

Сегодня происходит шестой раз, когда под соусом “реформ” науки и образования происходит разрушение и сокращение и того, и другого в пользу вооруженных сил. Все мы можем наблюдать результат этого прямо из партера: спад экономики, деградацию внешней политики, а затем внутренней и социальной политик, кризис  банковской системы, проблемы с конвертируемостью рубля и как финал крах Российской государственности.
Все перечисленные прелести постоянно обсуждаются уже многими гражданами в транспорте, в магазинах, на улицах и на кухнях. Но я все же я хочу рассказать, что же происходит в научных сферах.

Во-первых, курьёзным образом изменилось распределение обязанностей ученого. Отныне у научного работника есть “тема НИР” – тема научно-исследовательской работы. Это то, над чем он работает на рабочем месте, и за что ему платят зарплату. Кроме этого учёный может подать на грант и получить его. Но, внимание, тема гранта не может быть близка к “теме НИР”, и, курьез, темой, заявленной в гранте, ученый не может заниматься вместо “темы НИР”. Иными словами темой гранта учёный не имеет права заниматься в рабочее время на рабочем месте – понимайте, как хотите. Это очень печально, потому что за “тему НИР” учёному платят зарплату, и больше ничего не дают. Получается заколдованный круг: чтобы работать по “теме НИР” учёному нужны компьютеры, оборудование, реактивы, доступ к научным базам данных, и многое другое, но получить всё это можно, только получив деньги с гранта. Но получив деньги с гранта, их нельзя тратить на “тему НИР”. С другой стороны, чтобы получить грант, нужны наработки, которые являются прямым следствием ежедневной научной деятельности, то есть “темы НИР”. Все как у Войновича, первичное - вторично, а вторичное – первично. И нет выхода из этого заколдованного круга. А на страже этого заколдованного круга стоит его величество чиновник из ФАНО.

Во-вторых, добавилось много новых формальностей, которые чиновники буквально изобретают на ходу, сами толком не поняв, что же они сами изобрели. Об этом чиновниками пишутся бесконечные инструкции, полные канцеляризмами и фразами без подлежащего и сказуемого. Более того, каждое действие влечет за собой не только сотни листов бессмысленного текста, но и теперь в компьютерные век, заполнения кучи онлайн форм и отчетов по электронной почте. Все это сбоит, не работает, виснет, дублирует и порождает ошибки, вина за которые ложиться на ученых. Чиновники в очередной раз выдумали новые шифры научных специальностей, в которые в виде подшифров входят старые шифры специальностей. И снова накосячили. Почему-то, например, разделы химии взрыва и горения стал подмножеством физики и астрономии. Более того, страшно усложнился процесс защиты докторских и кандидатских диссертаций. Для кандидатов выдумали дополнительные экзамены и зачеты на протяжении всей аспирантуры. Вводят зачет по теме диссертации, который должен быть два раза в год. Будущим кандидатам придётся сначала писать и защищать диплом по научной работе, а потом уже писать диссертацию и защищать её прямо в ВАК. Кроме того, цепочка сроков обязательной последовательной публикации на сайте института диссертаций и авторефератов стала просто-таки несовместима с постановкой на очередь на защиту. Когда начинается одно, не может закончиться другое. Диссертанты вынуждены собирать целые “дела” на своих оппонентов и рецензентов. И как венец маразма планируется нарушение презумпции невиновности докторантов. В планах чиновников обязать ученых отправлять свои диссертации на экспертизу, которая будет занимать месяца, на тему наличия плагиата. Экспертизу будут делать сами чиновники с помощью своей программы “Газ-диссетации”, а стоить всё это будет не менее 30 000 руб!

И все это чиновники министерства образования и науки придумали за полгода, что самое страшное, что эти чиновники продолжают генерировать весь этот бред ежедневно и рассылать по всей стране. Вчера ввели новые правила, сегодня для них придумали исключения, послезавтра придумали исключения из исключений, а в конце недели взяли и снова все передалали.

Это всё замечательно, но когда ученым наукой заниматься?

В-третьих, что сейчас происходит в школах? Отменили старый формат ЕГЭ, а новый не ввели. Учителя и родители в прострации, скоро уже весна и поступление в институты, а учебных пособий нет, инструкций о новом формате нет, никто ничего не знает, ни школы, ни институты. Старую программу отменили, убрали физику, химию, биологию, географию – теперь это естествознание. Учителей увольняют. Учебников новых нет, никто не знает какие темы в какие части ЕГЭ должны войти. Отменили год изучения планиметрии – ввели дополнительный год на стереометрию, теперь дети изучают шар, не зная окружности. А что сделали с темой вектора? В программе сделали вектора сразу трехмерными. Дети с двумерными векторами полгода мучились, теперь у них сразу трехмерные. Это – вакханалия.
Мой вывод: динозавру по имени Россия уже отрубили маленькую головку с крошечным мозгом, но Россия еще этого не чувствует и продолжает пастись на лугу и давить соседей вокруг.

Оригинал можно прочитать в моём блоге на сайте "Эхо Москвы".

Комментариев нет:

Отправить комментарий