пятница, 7 ноября 2014 г.

25-ый год финансового удушья Системы Научного Образования России

23:35 , 12 ноября 2013

25-ый год финансового удушья Системы Научного Образования России

        При обсуждении проблем Академии Наук, необходимо понимать, что Академия Наук неотделима от системы научного образования. Этот очевидный факт почему-то многим кажется неочевидным. Можно ли отделять проблемы мозга человека от проблем желудка? Нельзя. Можно ли отделять проблемы работы двигателя автомобиля от проблем с подачей топлива из топливного бака? Тоже нельзя. Так и с Академией Наук, проблемы науки и проблемы образования связаны неразрывной пуповиной.
        Что же такое Академия Наук с идейной точки зрения, и что такое образование? Образование – это система, которая завлекает в себя большие человеческие массы, чтобы, во-первых, сформировать мышление человека, во-вторых, определить способности каждого и дать каждому те навыки и то мышление, к которому он приспособлен и, в-третьих, выявить тех людей, которые способны развиваться и совершенствоваться неограниченно. Именно эти последние в дальнейшем формируют новые направления образования, поддерживают его, изменяют его, как того требует окружающая действительность.
        Академия Наук  - это инструмент, с помощью которого Образование выполняет все свои задачи, это фильтр, который позволяет рассортировать людей по их способностям, для государства это возможность развиваться и приспосабливаться к изменяющейся действительности. Академия Наук это мозг страны и главная шестерня образования.
        На рисунке ниже изображен "маховик" образования, показана схема по которой должна работать идеальная система научного образования, как она работала во всем мира в 19-20 веках и как она, увы, уже не работает сегодня, не только в России, но и в мире.
Идеальное Научное Образование
        Ядром образование является Научная Лаборатория. Научная Лаборатория пропускает через себя поток обычных студентов, отфильтровывая из них умных, которые дальше идут в аспирантуру снова в Научную Лабораторию, где из них отбираются самые умные из умных, которые остаются работать в НИИ или университете, умнейшие из самых умных защищают кандидатскую диссертацию, становятся уже научными сотрудниками, и наиумнейшие из умнейших перенимают опыт и назначаются СНС. Дальше, если эти наиумнейшие хотят разрабатывать самостоятельно направления, они защищают докторскую диссертацию и становятся Завлабами. А дальше профессорство и, наконец, Академия Наук. При этом на всех стадиях этого образовательного "маховика" каждый ученый постоянно преподает и в лаборатории или в университете. Преподает не потому, что это обязаловка, а потому что это выгодно: он и деньги зарабатывает и новых ученых себе в лабораторию находит и сам новому обучается от своих учеников.
        Что же происходит сейчас с системой образования во всем мире? И в России и повсеместно на науку выделяются крохи. Ситуация одна и та же и в России, и в США, зарплата программиста в 2-4 раза выше зарплаты ученого, а поскольку ученый, это по определению человек с развитыми мозгами, который может учиться и переучиваться, то все ученые уходят в программисты, в экономисты, в шофера, в компьютерщики.
Научной образование в условиях финансовой асфексии
        На схеме показано,  что происходит не просто миграция умных людей из науки, происходит катастрофическое истощение образовательного маховика. У России, у всего человечества остается каких-то десять лет, чтобы остановить дистрофию образования. Еще сегодняшние программисты, выпускники МФТИ, МИФИ и МГУ, могут вернуться в науку и снова начать преподавать, но скоро они потеряют квалификацию сами, потому что сфере IT их мозги постепенно отупевают от непрофильной нагрузки. Потому что в сфере IT нет Академии Наук, и некому оценить этих специалистов, и расти сегодняшним ученым-программистам некуда. В IT программист всегда останется “техником”, низшим чином по сравнению с юридическими, бизнес и кадровыми специалистами. В IT сфере научные мозги выдаивают и выбрасывают в менеджеры среднего звена на “почетную пенсию”.
        Сегодня происходит самопожирание системы образования в мире, и чем качественнее образование, тем ценнее его специалисты для бизнеса, и тем быстрее оно само себя уничтожает. И ученики, и преподаватели уходят из системы образования, а должны бы идти в научные лаборатории. То есть Академия Наук и Научные Институты это то, ради чего функционирует образование. Только они умеют по назначению использовать ученых работников, и только они возвращают этих ученых в систему образования обратно. И только Академия Наук может спасти вырождающееся образовани.
        Увы, но за границей ситуация не многим лучше. Там успешней справляются с финансированием университетов, но и "за бугром" не понимают, что без богатых научных лабораторий хорошее образование само себя поедает. И там никак не возьмут в толк, что отсутствие социального лифта для ученых недопустимо – они уйдут туда, где этот лифт есть, они сами себе его построят, но или в другой стране или не в науке. Как следствие всего этого, за границей уже есть сферы, где нет специалистов, способных проверить уровень новых работников. Поэтом уже сегодня основное время и деньги тратиться в образовании не на обучение ремеслу и наукам, а на формальное получение и подтверждение квалификции. Качество образование измеряется денежной ценой диплома, который ничего не отражает и стоимостью экспертизы, которая тоже ничего не отражает.
        Мировая система постдоков и краткосрочных грантов, которые я обсужу в другом посте, это тоже тупиковое направление. Это же очевидно даже ребенку - если на науку выделять мало конфет, то от того как эти конфеты грантами распределять, количество самих конфет не увеличится.
        А тем временем за ближайшие десять лет вымрут все преподаватели и ученые времен соревнования двух государственных систем, времен холодной войны, когда, прежде всего, ценилась эффективность. И "маховик" образования остановится.  А чтобы раскрутить его снова, понадобятся очень серьезные мировые кризисы, громадные людские ресурсы и безумные финансовые вливания. Это уже случалось, потребуется новая мировая война, милионы смертей, голод, эпидемии и исчезновение многих государств.
        Повторяю, чтобы остановить грядущую катастрофу планетарного масштаба, надо немедленно повысить финансирование не только университетов, но и научных лабораторий минимум в 4 раза, причем и на уровне отдельных зарплат, и на уровне бюджета всей отрасли. Это нужно чтобы компенсировать недофинансирование прежних лет. Это нужно, чтобы вернуть уважение к ученым и к науке. Это нужно, чтобы ученые-программисты оставили свои теплые, но тухлые позиции "козлов"-надсмотрщиков над неквалифицированным "бараньим стадом" планктона в офисах, и вернулись в Науку. Это нужно Вам, чтобы завтра ваши дети не превратились в аборигенов, пускающих слюни при виде пятнадцатого Айфона и отдающих все, что у вас есть: лес, золото, нефть, страну, себя; чтобы подержать стекляшку в лапках, потыкать кнопочки и повесить цветное украшение на шейку.
        И то государство, которое первым сделает ставку на науку, которое первым привлечет к себе интелектуальные кадры, которое первым снимет научные сливки со всего мира, станет первым государством среди остальных в грядущем. 
        В заключении, хочу напомнить Вам, Людям, которые забывают о Науке: всем известно, насколько затратная вещь – Вооруженные Силы. Так вот Наука это гораздо более дорогое удовольствие, но именно Наука способна победить не только любую Армию, но обеспечить Вас достойным будущим. Имейте в виду: “Не захотите кормить свою науку – будете кормить чужую”. И цену будете назначать не вы. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий