пятница, 7 ноября 2014 г.

Кадровый состав научной лаборатории в РАН при нормальном финансировании до 1989 года

20:24 , 01 ноября 2013

Кадровый состав научной лаборатории в РАН при нормальном финансировании до 1989 года

В идеале, научная лаборатория - это самостоятельная исследовательская единица в системе научных институтов РАН. Обычно научная лаборатория занимается решением ряда научных задач, имеющих близкое отношение к одной тематике. Например, если лаборатория занимается спектроскопией, то в ней, во-первых, собраны различные приборы для определения спектров разной длины световых волн в различных условиях, во-вторых, собрана группа ученых, умеющих профессионально работать, обслуживать и дорабатывать эту аппаратуру. В этой группе, ученые снимают спектры для других лабораторий, делают собственные исследования, отбирают талантливых студентов и аспирантов, чтобы обучать их всему, что умеют.

Схема идеально работающей лаборатории при хорошем финансировании (1950 — 1989 гг.), показана на рисунке. Снизу вверх идет повышение статуса, градации цвета отражают возраст работников, от бледно-розового до красного — с 20 лет до 80 лет соответственно:

Правильная схема кадрового устройства научной лаборатории в РАН

Прежде всего, надо понимать, что научная лаборатория обладает редким сочетанием двух качеств: с одной стороны, у каждого ученого свои конкретные обязанности, но с другой стороны, любой ученый может при необходимости выполнить любую работу как нижестоящего, так и вышестоящего ученого. Это сочетание и есть причина того, что Русская наука все еще жива.
Итак, упрощенно, кто есть кто.

Лаборант — это работник, который выполняет простейшие задачи, которые не требуют профессионализма и высокой ответственности. Чаще всего это школьники, абитуриенты, студенты. Они делают то, что им говорят и как им говорят.

Аспирант — это ученый, выполняющий свою собственную модельную задачу, имеет много общего с лаборантом. Часто лаборант поступает в аспирантуру при лаборатории, а аспирант подрабатывает лаборантом. Аспирант непосредственно работает под присмотром младшего научного сотрудника (МНС), который на несколько лет старше его. Иногда научный сотрудник (НС) контролирует работу аспиранта, чтобы понять насколько МНС справляется. Длительность аспирантуры от 3 до 6 лет в зависимости от нагрузки аспиранта. Аспирант по совместительству может быть МНС. Задача аспиранта — защита кандидатской диссертации и получение степени кандидата наук.

Младший научный сотрудник (МНС) — выполняет свою конкретную задачу, частью которой является научная задача аспиранта. Он обучает аспиранта и совершает свое исследование по указаниям Научного сотрудника. Надо понимать, что МНС - уже самостоятельный ученый и свою мелкую тактическую задачу способен довести до публикации под контролем НС. МНС — это «продолжение руки» НС. МНС - это временная (3-5 лет), промежуточная должность на пути в НС.
Научный сотрудник (НС) — это уже одна из независимых «рук» старшего научного сотрудника, он сам полностью определяет средства выполнения своей задачи, сам разбивает ее на подзадачи и сам руководит МНСом, аспирантом и лаборантом. НС в отличии от МНС может быть официальным руководителем аспиранта. За свой результат НС несет полную ответственность. НС - это профессиональный в своей задаче ученый. Задача НС — это идеальное выполнение сложной тактической задачи. Это работа, обслуживание, доработка сложного прибора, например работа на спектрофотометре или проведение рентгеноструктурного анализа. Это идеальное владение методикой, например, кристаллизации белковых молекул, которая сложна и требует многих лет практики. На этой должности ученый может работать всю жизнь. В основном НС — это педантичный, консервативный, ответственный человек. Зарплата НС должна быть на уровне зарплат подобных профессионалов в других отраслях экономики.

Старший научный сотрудник (СНС) — это главный человек в лаборатории. Этот ученый решает ряд задач: во-первых, он с Заведующим лабораторией (ЗавЛабом) формулирует глобальную задачу лаборатории и определяет стратегию исследования, во-вторых, СНС идеально разбирается в возможностях и нуждах своих НСов, которым дает задания и которым обеспечивает идеальные условия для работы. Этот ученый, разрабатывает конкретное направление, множество задач, формирует научный путь решения проблемы, сам выбирает и разрабатывает методы выполнения, решает, кому в лаборатории что делать, на каком оборудовании, что закупать. Какие и в каком количестве нужны НСы и МНСы. СНС координирует всю научную и практическую работу лаборатории и распределяет ресурсы. Так же СНС взаимодействует с соседними лабораториями. Часто СНС - это ученый, который не обладает талантами НС в конкретном умении, но очень хорошо ориентируется в исследовательском процессе и хочет организовывать его. СНС обязан обладать знаниями в разных отраслях науки - и в теории, и в практике - чтобы уметь выполнить сложную задачу вместо НСа, чтобы уметь оценить мастерство гипотетического кандидата на место НСа. Ученый в должности СНС - не только хороший ученый, но и талантливы педагог, чуткий руководитель, общительный разносторонний контактный человек, с творческим подходом к решению задач. Именно эти качества не позволяют ему идеально выполнять одну и ту же задачу НСа, а заставляют “разбрасываться”,двигаться вверх по карьерной лестнице, становиться ЗавЛабом. СНС может превратиться в ЗавЛаба при условии, что он защитит докторскую диссертацию и получит степень Доктора наук. С точки зрения исследователя, это почти венец научной карьеры. По сути дела, СНС - это заместитель начальника или начальник целого отделения. И его заплата должна соответствовать зарплате директора отделения.

Заведующий лабораторией (ЗавЛаб) — это номинальный руководитель Лабораторией. СНС и ЗавЛаб — это очень близкие по роду деятельности должности. Только в отличие от СНСа, он активно контактирует и с дирекцией института, и с руководителями других лабораторий. Именно от его умений зависит наличие денег и оборудования, получение грантов на исследования, внедрение разработок лаборатории в бизнес и производство. Именно он отвечает за публикацию научных статей, разные куски которых пишут НСы и СНСы. Этот ученый переводит потребности своей лаборатории с языка СНСа на политический язык.

В деятельности ЗавЛаба научной работы существенно меньше, но это первая ступень карьеры ученого, когда он может определять направление крупного исследования лаборатории. В этой должности ученый обязан быть в курсе работы всех лабораторий института и понимать, кто в институте чем и как занимается. Позиция Завлаба — это необходимая ступень к должности директора института.

Именно из ЗавЛабов состоит Ученый Совет Института, который общим решением распределяет ресурсы между лабораториями. Именно Ученый Совет, состоящий из ЗавЛабов выбирает из своих рядов кандидатов в ЧленКорры или Академики. Именно на этой стадии впервые на пути ученого возникает ситуация, когда ему как ЗавЛабу приходится обсуждать вопросы и принимать решения по задачам, глубинная суть которых понятна только конкретному ЗавЛабу, а остальным ЗавЛабам приходится опираться только на свою НАУЧНУЮ ИНТУИЦИЮ и знание поведения ученых других направлений.

Именно начиная с этого уровня, с уровня Завлаба, ученого нельзя заменить чиновником или военным. Парадокс научной работы — это то, что результат непредсказуем. Исследование, которое идет десятилетиями и не дает никакого результата, как фигурка в пазле, может вдруг сложиться с другим таким же на вид бесполезным многолетним исследованием, а в результате вы получите телепортацию — мгновенное перемещение из одной точки в другую.

Здесь незаменима НАУЧНАЯ ИНТУИЦИЯ, которая вырабатывается десятилетиями работы ученого с другими учеными и наблюдениями их друг за другом. Такое же случается в масштабе лаборатории: два аспиранта курят травку, гонят самогон, всё разбивают, всё путают. Ученый вроде тоже ничего не делает, поддаёт, пьет чай и болтает о политике, ходит на митинги, приходит на работу во второй половине дня. ЗавЛаб завёл любовницу и скандально не хочет разводиться с женой. Два академика не поделили аспирантку, и подрались на конференции.

Чиновник давно бы аспирантов выгнал бы, ученого сократил бы, ЗавЛаба послал бы преподавать, а академиков отправил бы на пенсию.

Но Ученый со своей НАУЧНОЙ ИНТУИЦИЕЙ будет ждать, и дождётся, когда фамилии аспирантов окажутся: Эйнштейн и Менделеев. Когда выяснится, что ученого зовут А.Д.Сахаров. Когда ЗавЛаб окажется теоретиком Львом Ландау. И когда ссора двух академиков приведет к появлению нового НИИ, в котором второй академик разовьет целое научное направление в пику первому.

И все эти курильщики, драчуны, алкаши, лентяи, бабники окажутся НОБЕЛЕВСКИМИ ЛАУРЕАТАМИ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий